Арсений Небельман
«The Big O» - аниме работы студии Sunrise, что подарила нам признанный шедевром «Ковбой Бипоп». Последний мне не особо зашел - по ряду причин, возможно, с самим «Ковбоем» и не связанных. «The Big O» 1999 года выпуска остался в тени своего «старшего брата» (уверен, не в последнюю очередь из-за блеклого, беспомощного опенинга), и наткнулся я на него случайно. В своих бесконечных похождениях по гел/данбуре я наткнулся на простенький арт с одним из персонажей «Большого О», и очень заинтересовался чарадизайном и визуальным стилем. Заинтересовался, скачал и посмотрел.
Конечно, мне, на основе всего двух просмотренных сериалов, сложно судить о работах студии Sunrise в целом. Я вообще считаю, что единственный, кому неоднократно и целиком удалось сделать действительно взрослые аниме-фильмы — это покойный Накамура Рютато с его мозговзрывательными «Lain» и «Союзом серокрылых». И «Ковбою», и «О» присущи излишняя инфантильность, без которых эти две работы были бы действительно шедеврами кинематографа, однако аниме формат и дневное время показа диктовали свои условия сценаристам.
Прочитав другие рецензии, я наткнулся на разделение сюжетного полотна «О» на две части. Это достаточно справедливо, и я поступлю так же. Итак, через первую половину приходится пробираться. Она традиционно имеет мало общего с основной сюжетной канвой, и там особенно остро наблюдается разрез между громадным потенциалом «О» и излишней его детскостью. Проявляется это, в первую очередь, в чарадизайне. В отличие от центральных персонажей, которые чудо как хороши (особенно Дороти, но о ней позже), злодеи отвратительно-карикатурны. Их одежда, поведение, мотивация — все на уровне 13-тилетенего сенена, и это диво как удручает. А еще есть периодически появляющийся комедийный злодей Бек, которому явно стоит пройти тест на синдром Тюретта - так он гримасничает и кривляется (все санрайзовскими крупными планами). Тихая ненависть к нему проходит примерно к концу, где его поведение внезапно выравнивается, и на него становится даже приятно смотреть.
Дороти — шедевр чарадизайна. Она вытаскивает на себе практически весь сериал (хотя, как ни парадоксально, ее крутость и проработанность неожиданно сдают ближе к концу). Первые серии, в которых, кстати, встречаются весьма годные шутки, тем не менее смотрятся исключительно ради нее. Реплики, кадры, вся работа с ней построены на такой тонкой игре с персонажем, что просто диву даешься, что эта девушка делает в аниме про гигантских человекоподобных роботов.
Протагонист, Роджер Смит, тоже хорош. Он не вызывает раздражаения, его пафосность умело обыгрывается (за счет немилосердно троллящей его Дороти), ему можно сопереживать. Он не ведет себя как баба, но и излишней гарностью не страдает. Но особо вкусны его неискоренимый материализм, гностицизм и легкая циничность. Санрайзы, в отличие от большинства студий, не считают своего зрителя тупым, отношения между персонажами строятся на недомолвках, однако мы прекрасно чувствуем все, что между ними происходит, и такое отношение делает истории невероятно жизненными. «О» - одно из тех аниме, в которых у вас появятся любимые серии и истории, пусть все это и разбавлено пафосными драками и городом, в котором ГГ наводит едва ли не больше шороху, убийств и разрушений, чем те, с кем он сражается.
Концовка выдержана замечательно. «Сайнрайз» раскрыли далеко не все карты, однако аниме не оставляет чувства недосказанности, а глупость, ерунда и сюжетные неувязочки великолепно маскируются простой красотой момента. Маскируются настолько хорошо, что и замечать их порой не хочется.

@темы: Мини-обзор